Здравствуйте, вы на блоге о фэнтези и фантастике!
Сегодня открываю рубрику «Поговорим о явлениях и жанрах», в которой я буду брать какой-то необычный или не очевидный жанр (или явление в литературе), обычно из достаточно новых, и рассказывать вам о нём.
Если точнее: сам термин, откуда всё это пошло и когда началось (к примеру, касается бояръ-аниме), что собой представляет жанр в современных образцах литературы (если жанр не новый – например, Мэри Сью), различные поджанры и разновидности (касается, например, ЛитРПГ).
И уже по конкретной ситуации, возможно, расскажу что-то ещё.
Сегодня я хочу рассказать и обсудить новый и спорный жанр – бояръ-аниме. Частенько на странице со списком произведений по теме, мне задают вопросы, связанные с этим жанром.
В блоге есть сборник работ этого жанра (добавлены практически все известные представители): Список бояръ-аниме.
Давайте приступать.
Терминология и характерные особенности
Сперва давайте попробуем дать хотя бы примерное определение термина «бояръ-аниме». Сразу оговорюсь – очень примерное. Потому что что различные составляющие в нём и раньше были непостоянны, а сейчас авторы ещё и начали экспериментировать.
Бояръ-аниме – это сплав многих жанров, в котором присутствуют:
Основные составляющие: наличие боевых искусств, магических способностей, клановых образований (обычно кланы или рода, возможны другие аристократические ветки, можно заменить на гильдии).
Как правило, боевые искусства и магия развиваются вместе – получается магия а-ля «Fairy Tail» или «Naruto».
Часто мир, в котором разворачиваются события, в определённой степени развит технологически (от пороха, мушкетов и дирижаблей, до роботов, мехов и др. – появляется фантастическая составляющая).
Возможно (и почти всегда присутствует) использование магической академии.
Главный герой почти всегда обладает уникальными способностями с неким изъяном.
Зачастую есть очень странная любовная линия. Действительно, очень «анимешная».
Часто используется попаданец.
Обычно детально описываются магические техники (как в том же «Наруто»).
Практически всегда присутствуют межклановые интриги.
История термина
Разумеется, мангу, подходящую под всё перечисленное, начали рисовать задолго до появление термина «бояръ-аниме».
Но термин, в полной мере, касается лишь литературных произведений.
Впервые так назвали книгу Антона Демченко «Воздушный стрелок». Где действительно были боярские рода, развитые технологии, альтернативная версия нашего мира, магические способности и т.д.
Этим термином «Воздушный стрелок» обязан форуму «Архивы Кубикуса».
Авторы термина. Как показало расследование Белого, хранитель с ником Swalka первым связал аниме и бояр. Но первым произнес этот термин хранитель с ником ванька.
Вот пруф со страницы Антона Демченко:
«Гении Кубикуса обозвали сие творение: «Бояръ Анимэ». Признаюсь честно, я плохо себе представляю анимэ как таковое, так что придется поверить им на слово 🙂»
В полной мере, и гораздо ближе к идейным вдохновителям (японское аниме и манга) жанр раскрылся благодаря серии Николая Метельского «Меняя маски» (Унесённый ветром). Там также присутствовали характерные черты сёнена (японское многосерийное аниме, направленное аудиторию подростков), уже в японском антураже.
Далее, чтобы не плодить ещё более странные жанры, термин «бояръ-аниме» закрепился и за другими антуражами – культурными декорациями.
Иначе «бряръ-аниме» сейчас называли бы лишь произведения в славянском стиле.
А-ля «Меняя маски» были бы каким-нибудь «самурай-аниме», а в европейских декорациях – «рыцарь-аниме».
Жанр или нет?
Как и все термины, которые появились путём объединения множества жанров, здесь нельзя сказать ничего конкретного.
По-хорошему, это просто японский сёнен (многосерийное аниме с развитием персонажа) в виде книжки. Как и чистое ЛитРПГ – игра жанра RPG в виде книжки.
И уже дальше каждый автор накручивает что-то своё, и получается что-то, чему уже и определение дать затруднительно.
Так что, на мой взгляд, тут всё просто. Термин «боряъ-аниме» позволяет классифицировать книги, в которых использована определённая совокупность художественных приёмов и жанров. Вот и всё.
Итоги
Предлагаю пользоваться термином «бояръ-аниме», чтобы облегчить характеристику некоторых книг, и не распинаться по полчаса, вместо пяти минут.
На этом всё. Ссылку на эту статью я оставлю в списке бояръ-аниме. На очереди рассуждения о ЛитРПГ и Марти Сью.
До скорых встреч в Блоге о фэнтези и фантастике!
А всё началось с книги «Мужик с топором» автор Андрей Николаевич Кочергин, тогда и появились основные составляющие «жанра».
Влад, а ты знаешь, что издатели и собственно библиотеки пользуются ГОСТом на литературные жанры, и то о чём ты сейчас написал… ну… мягко говоря бред сивой кобылы =)
Реквестирую статью о следующем жанре «слэшер», хотелось бы узнать главных представителей жанра, чем они запомнились читающим, как он возник и в том же духе %)
Ну совершенно официально, сейчас и ЛитРПГ наверняка не является отдельным жанром, не так ли? А является ли им вообще?
Тем не менее, откуда-о появляются серии у издательств а-ля «Мир ЛитРПГ».
Мэри Сью, упомянутое здесь — однозначно не жанр, а литературный приём. В свою очередь, ЛитРПГ — это фундаментальный подход к построению сюжета.
Жанр? Не Жанр? Станет жанром как тот же киберпанк?
Вот и здесь так же. Дело, по большому счёту, лишь в читательском охвате и уровне «хайпа».
Привет
Вы так хорошо говорите о жанрах, что у меня возник вопрос: а вы вообще списки жанров видели? Это ж протухшее болото!
Вот российский список:
ru.wikipedia.org/wiki/Литературные_жанры
Вот американский:
en.wikipedia.org/wiki/List_of_writing_genres
Ожидаемо, российская система классификации жанров оказывается неспособна классифицировать большую часть фантастики и фэнтези иначе как «роман» 🙂 Американская же оказывается полной ахинеей: внезапно, хорроры оказываются на одном уровне с эротикой, а вестерны с научной фантастикой. Взаимодополняющие и взаимоисключающие явления свалены в кучу!
Чтобы не лепить отсебятину и не тратить время на изучение подробных, но полностью бесполезных списков, предлагаю классифицировать худлит не по жанрам, а по тегам, однозначно описывающим содержание.
Например, сейчас я читаю недавно участвовавший в обзоре «Искусственный отбор» и могу описать вам его так:
сеттинг:Миры Хорта (подразумевает теги сеттинг:Научная фантастика, сеттинг:Нейросети, сеттинг:Космос)
сеттинг:Свалка
гг:Наши там (подразумевает теги гг:Попаданец, гг:Попаданец с Земли, гг:Русский попаданец, гг:Попаданец из нашего времени)
гг:Попаданец в нищету (в противовес «попаданцу в аристократию»)
гг:Техник
В теги ориджиналов стоит заносить все, что может отличать конкретный текст от любого другого, а в фанфики — все отличия от канона.
Была даже мысль пролистать все ранее прочитанное и составить список литературки с такими тегами, а потом сделать сайт, где по таким тегам ее можно было бы искать, но сейчас я российским самиздатом и фанфикшеном присытился и мне это стало неинтересно.
М-да, я даже не догадывался, что всё так грустно. А американской версии хотя бы нужные жанры присутствуют, хотя и расставлены хаотично. В русской же их просто нет. Не стихами, значит проза! И всё!
Но отрицать постепенное появление новых жанров определённо не стоит, и я этим заниматься не буду.
Цель этой рубрики — брать что-то новое и непонятное (будь то жанр или просто явление), и докапываться до его корней, заодно, рассказывая об этом жанре/явлении.
У людей вызывает вопросы — что такое бояръ-аниме? Откуда вылезли РеалРПГ? Что ещё за гуманитарная НФ?
Вот в этом мы и будем разбираться. И каждый читать для себя решит, нужно ему это или нет.
И что такое гуманитарное НФ? Космоопера что ли? =)
Гуманитарная, она же «Мягкая НФ». Большинство космоопер действительно относятся к этому витку жанра НФ, но не все и не обязательно.
И да, это действительно официально признанный жанр (один из двух основных у НФ), а не явление.
Вот, значит рубрика таки будет небесполезной.
В смысле я про книги, а не статью)
Да я понял 🙂 Но мне часто задают вопросы в комментариях к списку, поэтому решил вывести пояснение в отдельную статью.
Бояръ-аниме само название уже отталкивает что бы это читать