Сервисы для публикации текстов. Сайты для авторов и читателей

Советы_писателямЗдравствуйте, дорогие подписчики и читатели Блога о фэнтези и фантастике! Сегодня у нас обзорная статья с некоторым количеством аналитики и размышлений.

Мы поговорим о различных сервисах для публикации своих книг, рассказов, и вообще, текстов. А также об их удобстве для автора и читателя.

Немного контекста:

Нельзя говорить о сервисах для публикации книг, не оговаривая одну важную вещь – коммерческий подход.

Поэтому я рассмотрю как варианты для авторов, желающих просто писать и общаться с аудиторией, так и для тех, кто хочет зарабатывать на своём творчестве и труде. Оптимальная пропорция в этих двух желаниях едва ли существует, но я опишу возможные варианты, а вы уж выбирайте, какой из них лично вам по душе.

Сайты для публикации

Samlib

Всем известный Самиздат при библиотеке Мошкова, он же СИ. И да, у этого домена есть зеркала, но это его основной адрес.

Удобство для автора

Новые авторы первое время будут страдать. Большинство инструментов не слишком очевидны, остальные просто неудобны. Текст желательно заливать в формате .doc, иначе стилистика не сохранится.

В общем, для автора сервис не слишком удобен по одной простой причине – он уже чертовски много лет не обновлялся. Работает, как работается. Поэтому его начали поджимать другие сервисы.

Удобство для читателя

Самый действенный способ узнать о новинке – сарафанное радио. Потому что за много лет работы с СИ я так и не разобрался с его поиском, систематизацией и остальными радостями.

Для отслеживания новинок сделали скрипты и даже целые ресурсы как, например, Книгилюб.

Или можно заглядывать на тематические форумы, где неравнодушные пользователи делятся ссылками на новинки. Речь о Кубикусе.

Коммерческие возможности

Сейчас на Самиздате есть одна основная форма монетизации текстов – подписка.

Также можно встретить авторов, лично продающих свои книги, но это не частое явление.

Всё это дико неудобно, и организовано исключительно силами конкретно взятого автора. Некоторые делают рассылку обновлений, другие открывают доступ к Гугл-документу, в котором выкладывается прода.

Главные плюсы

Самых главных достоинств у старого Самиздата, по большому счёту, 3:

— большая аудитория;

— достаточно большой, для самиздата, уровень текстов. Да, момент спорный, но за счёт старой аудитории, средний уровень по палате пока более-менее удерживается;

— любая жанровая принадлежность публикуемой книги. Нет, фактически и на остальных представленных ниже сервисах вы можете выкладывать работы любых жанров. Вопрос в другом – найдёт ли эта книга своего читателя? На СИ, скорее всего, найдёт.

Итоги

Несмотря на крайне неотзывчивый интерфейс и сложность в поиске хороших новинок, я настоятельно рекомендую СИ для авторов и читателей. Несмотря на всё более жаркую конкуренцию в среде сервисов самиздата, СИ остаётся лучшим вариантов для большей части аудитории подобных ресурсов. Для автора здесь есть большая аудитория. Для читателя – огромный ассортимент книг.

Другое дело – стоит ли ограничиваться одним лишь Журналом Самиздат? Спойлер – нет. Но давайте поподробнее.

Lit-Era

Приведу цитату из самого сайта:

«Главной особенностью нашего самиздата является возможность не только размещать бесплатные книги целиком и частями, но и организовывать платную подписку, а также продавать завершенные книги».

Задумка – отличная! По идее, это должно было стать как СИ, только с программно вшитой возможностью продавать книги, и вводить на них подписку. При этом, никто не запрещает выкладывать книги в свободный доступ.

К сожалению, не всё пошло по плану. По крайней мере, как я этот план понял.

Удобство пользователя

Лит-Эра – удобный сайт. Для автора это простая заливка текстов. Для читателя – категории и тэги, по которым можно найти книги по вкусу.

Нюансы есть, и их немало. Начиная с того, что если вы добавляете книгу без обложки, то смысла в этом действии мало, потому что виджеты сайта будут её игнорировать. И продолжая необычной системой ранжирования, которая мне до сих пор не очень понятна.

Коммерческий интерес автора

С одной стороны – всё в шоколаде. Достаточно большая аудитория, среди ресурсов самиздата уступающая только СИ. Удобная возможность ввода подписки и продажи книг. Но есть очень важные особенности, о которых нужно знать:

— аудитория и её жанровый интерес. На данный момент на Лит-Эре комфортно себя чувствуют только 2 жанра: романтическое фэнтези и ЛитРПГ.

Если вы пишете в одном из этих жанров – вам определённо стоит заявить о себе на Лит-Эре. Без вариантов.

Для всех остальных – лишним не будет, но на значительный успех надеяться не стоит;

— гонорар автора зависит от того, эксклюзивно открыта подписка/продажа книги на Лит-Эре или нет. Соответственно, 70% или 50%;

— для открытия подписки вам надо выложить на Lit-Era хотя бы один бесплатный роман целиком. Подписка предоставляется после индивидуального рассмотрения, и Администрация оставляет за собой право отказать автору в подписке.

Возможность продажи книг появляется только у авторов, которые открыли на портале хотя бы одну подписку. (цитаты с сайта);

— также есть серьёзные рекламные бонусы, при условии, что автор продает завершенную книгу после подписки на Лит-Эре эксклюзивно. Срок – от 1 месяца до 3-х (более серьёзные бонусы).

Итоги

Сайт отлично подходит для авторов, пишущих в двух жанрах: романтическое фэнтези и ЛитРПГ, и желающих монетизировать своё творчество. Причём, желательно, только на Лит-эре, хотя бы в течение 3-х месяцев.

Встречаются единичные исключения действительно хорошо пишущих авторов, чьи книги неплохо продаются на Лит-Эре, хотя они и пишут в другом жанре. Например, Артём Каменистый. Вот только, во-первых, он и так один из самых продаваемых русскоязычных фантастов. Во-вторых, его популярность на Лит-Эре не идёт ни в какое сравнение с ТОПовыми вещами из любовного фэнтези.

Как ресурс самиздата Лит-эру использовать можно, но большой эффективности для всех остальных жанров ждать не стоит.

Author.Today

Многофункциональный и многообещающий ресурс, за который мне обидно.

Здесь есть бесплатная публикация текстов на условиях самиздата. Есть подписка и продажа готовых книг. Комиссия системы – в среднем, около 20%.

При этом, сайт удобный. И для читателей, и для авторов.

Аудитория: преимущественно, мужская.

Момент с выплатой гонорара. Разумеется, если вы хотите оформить подписку или продажу книг через этот сайт, то вам придётся заключить договор. Странная штука тут ровно одна – при каждом выводе средств нужно подписывать новые бумажки, и высылать их по почте. Прямо как роялти в ИД за отчётный период. Но это достаточно мелкое неудобство.

Итог

Рекомендую этот ресурс авторам и читателям. Мне непонятно, почему при его функционале, Автор.Тудей прозябает с несколькими тысячами пользователей в сутки.

Проза.ру

Здесь я буду предельно лаконичен, и даже обойдусь без подзаголовков.

Проза.ру – очень нишевый ресурс самиздата старой школы и с очень устаревшим интерфейсом. Ничуть не новее и не удобнее, чем СИ.

Что отбивает желание пользоваться этим сервисом? Это закрытая экосистема, чьи правила, аудитория и атмосфера давно сформировались и остаются нерушимы.

Когда я заходу в ТОП писателей месяца, и не вижу там ни одной знакомой фамилии, это как бы намекает, что мне здесь не рады.

Тем не менее, стимул разобраться в работе сервиса есть – это размер его аудитории, почти  90 тысяч посетителей в сутки. Но даже не смотря на это, проект остаётся очень нишевым.

Мастерская писателей

Мастерская писателей – ресурс самиздата с очень не очевидным и сложным в освоении интерфейсом. Даже для пуганых ребят из СИ Мошкова.

Аудитория, по большей части, женская. Мужчин около трети, если верить статистике аналитических программ. Это создаёт соответствующую жанровую специфику.

Все коммерческие вопросы – через  администрацию, так написано в правилах, в частном порядке. Никаких прикрученных инструментов для подписок или продаж здесь нет.

Что имеем в результате? Ресурс самиздата, достаточно сложный в освоении, и подходящий далеко не всем. Если вы только начинаете, и хотите собрать побольше аудитории со всех возможных ресурсов, то разумеется, этот сайт тоже подойдёт.

Но рассматривать его как основной вариант я бы не рекомендовал.

Zelluloza

Дальше идёт ресурс, мнение о котором у меня поменялось в ходе моих изысканий.

К добру или к худу, но Целлюлоза – лучший вариант для мужчин-авторов (или просто пишущих в «мужских» жанрах) получить деньги за своё творчество.

Писать в холостую мало кто любит, а не все книги подходят под формат издательств для печатного тиража. И даже если подходят, никто не запрещает вам сперва реализовать какой-либо вариант подписки. Но об этом позже, в итоговых рекомендациях.

Коммерческая выгода

На Целлюлозе у читателя есть одна бесплатная глава, по которой он должен понять, нравится ему книга или нет, а потом он волен покупать каждую последующую главу, примерно по 10 рублей.

Также есть «копилка» и некоторые другие бонусы, мотивирующие автора писать. Присутствует некая лестница прибыльности – чем больше зарабатываете в месяц, тем меньше комиссия системы. В начале, комиссия огромная – 45-50%.

Минусы

Они серьёзные, и виноваты в них, по большей части, сами авторы. Недобросовестные и жадные авторы. Не редки случаи, когда они растягивают свои книги по 40 и больше глав. А 400+ рублей за черновик – это, знаете ли, ни в какие ворота.

Адекватные ребята делят книги на 15-20 глав, и это действительно соответствует истине в плане цены.

Аудитория

Преимущественно мужская, и приличного размера. Это делает Целлюлозу хорошим вариантом как альтернатива привычной подписки для авторов, пишущих в «мужских» и более-менее молодёжных жанрах. Это ЛитРПГ, попаданец, бояръ-аниме, более классическое фэнтези. Но ассортимент жанров ими не ограничивается, и пробовать можно всем.

Итоги

Если не учитывать непорядочных авторов, то для читателя, готового платить умеренные деньги за книги, это очень неплохой ресурс.

Но я вас предупреждаю – тщательно выбирайте книги и авторов!

Собрать аудиторию на Целлюлозе едва ли возможно, но если вы уже хоть немного известны в узких кругах, и у вас есть читатели на других ресурсах, то здесь можно монетизировать свои книги в формате, отдалённо напоминающем подписку.

Ресурс чисто коммерческий, никакого самиздата, если кто не понял.

LibStation

Брат Целлюлозы. Всё, что я расписал для предыдущего ресурса, характерно и для ЛибСтейшен. Добавлю здравое рассуждение – пользоваться ими имеет смысл именно в паре.

Отличия есть. Здесь можно как покупать отдельно каждый фрагмент, так и весь текст целиком — и это дешевле. За фрагменты цены тоже значительно демократичнее.

Комиссия системы — 25%. Что нормально, и даже хорошо.

Более того, присутствует элемент самиздата — автор может выкладывать тексты в свободный доступ.

Но аудитории значительно меньше.

Другие сервисы

Если вы думаете, что я забыл о более камерных ресурсах самиздата, то это не так. Но интереса для новой аудитории, желающей привлечь внимание к своим книгам, они почти не представляют.

Новая фантастика – тусовка для своих. Фантасты.ру – очень скромная аудитория. Перекрёстки Миров – та же история.

Использовать их или нет – исключительно на ваше усмотрение.

Если я в чём-то не прав — пишите об этом в комментариях. Я работал не со всеми перечисленными ресурсами, и мог не углядеть каких-то скрытых достоинств.

Рекомендации и стратегии

Здесь всё зависит от ваших целей и возможностей. Я продумал вариант, интересный лично мне, а также основным категориям авторов. Давайте разбираться.

Вы хотите привлечь внимание издателя

Для этой цели имеет смысл использовать только ресурсы самиздата. Платные сервисы вроде Целлюлозы – не о том.

В первую очередь, вам стоит обратить внимание на Самиздат Мошкова. Крупнейшие издательства следят за популярными и просто толковыми книгами, которые там появляются, и регулярно предлагают авторам их издать.

Я бы также не отказывался от Лит-эры. Посещаемость приличная, не верю, что издатель не следит за его авторами.

Проза.ру или Мастерская писателей – опционально и по желанию. Для себя я их не рассматриваю.

Вы хотите общения с аудиторией и немного заработать

В таком случае, я бы рекомендовал вам формат подписки или раннего доступа.

Своими силами можно организовать подписку на СИ с рассылкой обновлений на почту или доступом к Гугл-документам. В то же время сможете общаться с аудиторией на сервисе.

Это или СИ, или Лит-эра (если уже не первая книга), или Автор.Тудей – но там общение будет куцее, своей аудитории там мало, нужно идти со своей. Но почему бы не использовать все эти сервисы одновременно?

Мастерская писателей – как и сказано в правилах, по коммерческим вопросам нужно обращаться к администрации.

У вас есть аудитория, и вы хотите грамотно заработать

Итак, что делать желательно:

— использование СИ. По хорошему – ранний доступ по подписке (подписчики читают раньше, но немного позже книгу смогут прочесть все желающие). Это полезно для издания книги;

— вы можете свободно использовать Целлюлозу и Либстейшен – никаких прав на книгу они не требуют;

— использование Автор.Тудей – лишним уж точно не будет;

— Лит-эра – если это не первая ваша книга. Как я писал, открыть подписку можно только со второй книги;

Важно! Если у вас жанр книги «любовный роман», возможно, имеет смысл работать только к Лит-эрой. По крайней мере, до тех пор, пока вы не получите все возможные бонусы за эксклюзивность на этом ресурсе. Почему? Более отзывчивой и многочисленной аудитории для этого жанра вы не найдёте, а компенсирует ли использование других ресурсов потерю бонусов и части гонорара (бОльшая комиссия системы) за эксклюзивность – большой вопрос.

Вы хотите просто писать и общаться с аудиторией

Не вижу тут ни вопроса, ни проблемы. Выбираете все ресурсы самиздата и публикуетесь на них.

Удобство читателя

Никто в здравом уме не станет спорить, что самая большая база книг самиздата находится именно на СИ. Поэтому, пользоваться или нет этим ресурсом, вопрос не стоит. Если мы говорим о бесплатном чтении авторских текстов, разумеется.

Удобство это сомнительное. Я настоятельно рекомендую пользоваться вспомогательными ресурсами по отслеживанию обновлений, форумами и флудилками в самом СИ. Сарафанное радио — лучший поисковой инструмент на этом ресурсе.

Также у меня есть рубрика — Новинки Самиздата, в которой я рассказываю о некоторых из новых книг на этом ресурсе.

Что касается остальных сайтов, то я рекомендую вам смотреть на 2 вещи: аудитория (и жанровая заполненность) и форма доступа к тексту — платно/бесплатно. И уже выбирать конкретно то, что подходит лично вам.

Это всё?

Едва ли. Я далёк от мысли, что нашёл и рассмотрел все интересные сайты и инструменты для публикации текстов, как на условиях самиздата, так и с коммерческой выгодой.

Поэтому статья будет обновляться, но, разумеется, не так часто как списки. Следите — информация будет в Списке списков, в моей ленте на Кубикусе и группе ВК.

Благодарности

Хочу поблагодарить человека, прекрасно знакомого с большинством перечисленных сайтов, и оказавшего огромную помощь в сборе материала для этой статьи — Алексея Широкова. Если кто-то не знает, он писатель, и обитает, в том числе, на Целлюлозе — страница Алексея.

На этом у меня всё. Не пишите в стол — пробуйте свои силы на сайтах, которые придутся вам по вкусу. И наберитесь терпения — это очень непростое и не быстрое дело.

И конечно же — читайте хорошие книги! До скорых встреч на Блоге о фэнтези и фантастике!

14 комментариев

  1. ПослеИгр:

    На Целлюлозе, можно прочитать первый фрагмент, а уж если понравилось то оплата больше на совести покупателя). Просто следует не зависать на недописанной книге, а прочитать уже готовую. Далее, есть такая тема как абонемент, в среднем за покупку 10 ти глав т.е. книжка обойдется в 100р.
    Вполне приемлемая и доработанная читалка (конечно, нет предела до совершенства)
    Среди авторов есть и откровенные чайники, но по первому фрагменту они быстро определяются)
    Так же следует обращать внимание на емкость выкладываемых фрагментов, просто там не привычные поначалу для читателя страницы, следует уделить внимание текстам от 100 местных страниц, соответственно и далее сколько фрагментов и сколько страниц.
    Ну а без метров что выкладываю множество фрагментов без абонемента и ка следствие за значительную сумму, то тут как на рынке, два дурака — один продает другой покупает.

  2. Sopr:

    Упущен один серьёзный момент, удобство читателя на Целулозу и Либстейшене в плане ввода средств. Например я живу в Австралии и доступ к киви, янденкс мани и прочим отсюда просто отсутсвует. Поэтому например подписка и большинство других ресурсов для меня тупо закрыты. А вот Целюлозаи за ней Либстещен одни из первых кто сделал возможным оплату с кредитки из-за рубежа. Большинство времени я был вынужденным пиратом, я бы и рад заплатить автору, и суммы в те же 400рублей за черновик, не являються чем то запредельным, я на чипсы к пиву тут больше трачу, но вот механизм оплаты полностью отсутсвовал. Радует что сейчас авторы стали заводить себе пейпал кошельки и регестрироваться на целулозк и либсташене, где с оплатой всё хорошо. Только вот механизм чтения на Целулозе очень плохой, особенно когда читаешь с мобильного.

    • Влад:

      Спасибо, дополню.
      С этой точки зрения на сервисы действительно не смотрел.
      Проверил Лит-эру — там такое тоже есть. Можно оплатить и Пейпалом, и с карточки.

  3. Таня:

    Где искать книги автора? Кроме самлиба.

  4. Xira:

    Лучший сайт для читателей — это Флибустахезуоз3.онион :), ну это я так в порядке шутки)

    А так спасибо за статью 🙂

  5. Silder:

    Пара слов по поводу функционала. Литера самый убогий в плане работы с текстом сайт который я когда либо видел, там нельзя ничего от слова Вообще. СИ с другой стороны позволяет при минимальных познаниях html сделать из текста конфетку с навигацией по главам, табличками, цветным текстом в нужных местах выставить нужные интервалы отступы и всё всё всё. И даже незная html есть куча учебников/статей для оформления текста на СИ. Всё что необходимо это желание прямые руки и минимальны навыки работы с текстовым редактором(я например пользую notepade++).

  6. Тристрам:

    Забыли Фикбук.
    Мое мнение как читателя.
    Это сайт для юных писателей, которые выкладывают в интернет свои первые творения. Среди горы шлака и влажных фантазий школьниц что-то стоящее найти непросто. И вообще кажется, что именно на пубертатных школьников и рассчитан сайт, ибо куча тегов для сексуальной направленности текста, но до сих пор нет тега ЛИТРПГ.

    Приятный интерфейс даже для мобильной версии, можно качать книжки в разных расширения. Однако, если автор загрузил под пять сотен КБ в одну главу, то сайт глючит и даже не грузит. Заявки, которые могут дать немного идей для книжки. Часто выкладывают переводы

    Эх, было бы только там больше качественного содержимого, а не такого сора.

    • Влад:

      Ни разу не видел, чтобы фикбук продвигался кем-либо как книжный сайт. Для «оринджиналов» по ихнему.
      Что я в нём вижу и объективно отмечаю — удобный интерфейс, большая база всякого, и необходимость затрачивать колоссальные усилия, чтобы среди этого «всякого» найти что-то нормальное.
      Ну и в первую очередь, ресурс ориентирован на написание и чтение фанфиков.

      Добавить его можно, не спорю. Но с многочисленными оговорками.
      Читателям — может быть. Авторам я бы его не рекомендовал.

      • Нефал:

        Если искать что-то интересное через сборники, то всё норм. Главное найти тех, кто читает похожее и имеет открытый сборник.

      • Silder:

        На базе движка fanfics.ru кстати есть сайт для Лит-рпг, но заполнен огромным количеством шлака, я там как-то ничего путного под свои вкусы не нашел. Так и называется LitRPG.ru. В связи с темой фикбука вспомнилось.

    • Silder:

      Фанатом фикбука не являюсь. Но. Аудитория выросла, чисто физически так сказать, сильно заметно стало для меня в последние 2-3 года. И самое главное — на фикбуке лучшая поисковая система. Когда мне становится нечего читать я начинаю играться с их фильтрами и мне довольно часто удается найти интереснейшие работы.

  7. major kolz:

    Спасибо за статью! Всё по полочкам разложено, удобство и коммерциализация — даже предпочитаемые аудиторией жанры отмечены. Замечательно 🙂
    И вопрос еще: а как подписка (или продажа со своего сайта) с законодательством (налогами) согласуется? Может что знаешь на эту тему?

    • Влад:

      На здоровье 🙂
      Собственно, с сайтом, предлагающим услугу «подписка» автор заключает договор — всё как положено, они прислала электронку, ты распечатал, подписал и им отправил по почте, всё как в издательстве.
      Так что, да, налоги платятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *